Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт
информационных технологий и телекоммуникаций»
ФГНУ «Государственный научно-исследовательский институт
информационных образовательных технологий»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
для
основного и среднего (полного) общего образования
Москва 2006
_______________________________________________________________
Введение
Современный
этап развития образования связан с широким использованием современных
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых
глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный
доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность
оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В России
большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в
целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные
и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации
образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного
информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов,
повышение квалификации педагогов в области применения информационных и
коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса,
практику управления образовательными учреждениями.
Существенная
роль в развитии инфраструктуры информатизации, внедрении информационных
технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и
муниципальных органов управления принадлежит Федеральной целевой программе
«Электронная Россия» (http://www.e-rus.ru).
Исследования, проводимые в рамках этой программы, затрагивают и сферу
образования.
В рамках
Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной
среды» (ФЦП РЕОИС) на 2001–2005 годы проведено оснащение образовательных
учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением; в ряде регионов
реализованы проекты по созданию образовательных телекоммуникационных сетей;
выполнена разработка новых электронных образовательных ресурсов; десятки тысяч
педагогов прошли обучение эффективному использованию средств информатизации в
своей профессиональной деятельности. Немаловажным результатом выполнения
указанной программы стало создание системы федеральных образовательных порталов
(http://www.edu.ru).
В 2005 году
стартовал проект «Информатизация системы образования» (проект ИСО), реализуемый
Национальным фондом подготовки кадров (НФПК, http://www.ntf.ru) — некоммерческой организацией,
созданной по решению Правительства Российской Федерации для выполнения
масштабных проектов в сфере образования. Цель этого проекта — создание условий
для информатизации школ, системного внедрения и активного использования
информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на
вхождение в глобальное информационное пространство. Данный проект рассчитан на
пять лет и осуществляется по трем основным направлениям — «Учебные материалы
нового поколения», «Профессиональное развитие педагогов в области применения
ИКТ для целей образования» и «Создание системы межшкольных методических
центров».
Вопросам
информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной
целевой программой развития образования на 2006–2010 годы (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru). В
рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных
образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных
программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования
в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования.
Удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет Федеральным
центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), будет предоставлен
всем образовательным учреждениям страны.
Существенной
проблемой стала интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных
порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях.
Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно
доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение
свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет,
к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и
профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных
образовательных порталов.
Мощный импульс
внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему общего
образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация
которого началась в 2006 году (http://www.rost.ru).
В рамках этого проекта решается задача подключения к сети Интернет в 2006–2007
годах более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России. Во
время подготовки данного каталога практически ежедневно поступала информация из
различных регионов России о подключении сотен школ к сети Интернет.
Таким образом,
в течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание
и развитие единого образовательного информационного пространства, были
выполнены мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные
технологии в сфере образования. В первую очередь, это касается системы общего
среднего образования. Проведены существенные закупки компьютеров и
лицензионного программного обеспечения для городских и сельских школ.
Реализован ряд проектов, направленных на развитие телекоммуникационной среды
сферы образования. Во многих регионах страны существенно расширен круг
образовательных учреждений, обладающих полноценным доступом в Интернет.
Существенные успехи достигнуты в области повышения квалификации работников
образования и подготовки членов формирующегося информационного общества.
Большая работа проведена в направлении совершенствования содержания образования
и содержательного наполнения электронных изданий и ресурсов. В рамках этой
работы сформирована система образовательных порталов, разработаны
профессиональные комплекты электронных образовательных ресурсов, созданы и
развиваются сайты, предоставляющие доступ к информационным ресурсам практически
по всем школьным дисциплинам.
Подготовка
настоящего каталога включала детальный анализ образовательных ресурсов,
размещенных в сети Интернет. Результаты анализа убедительно свидетельствовали о
том, что в настоящее время уже имеется большое количество материалов,
адресованных преподавателям и учащимся. При этом продолжается интенсивный рост
числа сайтов, содержащих образовательные ресурсы. Однако качество опубликованных
в Сети образовательных ресурсов сильно варьируется.
В последнее
время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных
ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является
портал «Российское образование» (http://www.edu.ru). Для многих учащихся и педагогов он
служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако до
сих пор многие учителя, ученики, родители и представители общественности
остаются в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении
интернет-ресурсов. Более того, по-прежнему значительная часть педагогов,
сотрудников органов управления образованием и родителей негативно относится к
Сети как к «информационной свалке», используемой учащимися в основном для
поиска готовых сочинений, рефератов и других материалов сомнительного качества.
Указанные
обстоятельства обусловливают актуальность задачи формирования и широкого
распространения каталога образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет
и ориентированных на использование в системе общего образования. Каталог
призван помочь педагогам в поиске информационных ресурсов, позволяющих повысить
эффективность и качество учебного процесса. Он будет полезен также
руководителям образовательных учреждений при поиске необходимой информации в
Интернете, а также при принятии эффективных управленческих решений.
Публикация
настоящего каталога, в котором собрано и классифицировано более 650
интернет-ресурсов для общего среднего образования, является еще одним средством
информирования всех участников образовательного процесса об основных
информационных ресурсах, использование которых сделает труд учителей и учеников
более рациональным и эффективным.
В издании
собраны ссылки на образовательные ресурсы разных типов, в том числе сайты
органов управления образованием, публикации средств массовой информации
образовательной направленности, сайты тематических Интернет-проектов и сетевых
сообществ, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки и, конечно,
тематические ресурсы по отдельным школьным дисциплинам. Принятая классификация
ресурсов определила многоуровневую структуру каталога, состоящую из разделов и
подразделов.
Первые два
раздела каталога включают ссылки на официальные сайты федеральных и
региональных органов управления образованием, федеральные и региональные
образовательные порталы. Эти ресурсы содержат официальную информацию,
нормативные документы, новости, анонсы мероприятий, базы справочных данных об
учреждениях образования. Образовательные порталы включают электронные каталоги
образовательных ресурсов, учебные и методические материалы, интерактивные
сервисы. Представленные в этих разделах ресурсы сети Интернет также позволяют
ознакомиться с федеральными и региональными программами и проектами в области образования,
ходом их выполнения и основными результатами.
В третий
раздел включены ссылки на сайты образовательных газет и журналов, а также
интернет-представительства издательств, специализирующихся на выпуске учебной и
методической литературы для общего образования. Большинство указанных в
каталоге сайтов печатных изданий предоставляют доступ к полным текстам
публикаций. В перечень также включены издания, не имеющие печатной версии, но
публикуемые в сети Интернет и зарегистрированные как электронные средства
массовой информации. На сайтах издательств можно ознакомиться с аннотированными
каталогами выпущенной литературы и сделать заказ на приобретение требуемого
издания. Большинство издательств предоставляет читателем возможность
познакомиться с помощью Интернета с электронными версиями книг.
Ресурсы сети
Интернет, собранные в четвертом разделе, знакомят педагогов и обучающихся с
различными мероприятиями, проводимыми в сфере образования — конференциями,
выставками, конкурсами и олимпиадами. При включении ссылок в каталог
преимущество отдано ресурсам, посвященным массовым ежегодным мероприятиям
всероссийского уровня. Дополнительную информацию о конкурсах и олимпиадах по
конкретным предметам можно найти в одиннадцатом разделе.
При разработке
электронных образовательных ресурсов, создании и поддержке систем
дистанционного обучения, автоматизированных систем управления образовательными
учреждениями используется специализированное программное обеспечение — так
называемые инструментальные программные средства. Ссылки на сайты ведущих
разработчиков подобных средств, содержащие описания программных продуктов,
пробные версии программ, технические руководства и методические рекомендации
приведены в пятом разделе настоящего каталога.
Образовательными
ресурсами, эффективными с точки зрения достижения целей образования, являются
опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и
справочников. Подборка русскоязычных интернет-ресурсов такого типа, завоевавших
наибольшую популярность среди педагогов и их признание, представлена в шестом
разделе. Достаточно очевидна практическая значимость этих ресурсов для
подготовки занятий, организации внеучебной и внеурочной деятельности, досуга
школьников.
В седьмой
раздел включены ссылки на ресурсы сети Интернет, которые адресованы
администрации и методистам образовательных учреждений. В эту группу вошли
образовательные ресурсы, содержащие нормативные и методические материалы,
результаты исследований и научно-методических разработок, сайты образовательных
проектов и сетевых сообществ.
Небольшой по
объему восьмой раздел содержит перечень ресурсов сети Интернет, нацеленных на
повышение эффективности обучения, проводимого дистанционно. Полный доступ к
учебным курсам при работе с такими ресурсами предоставляется, как правило,
только зарегистрированным пользователям — учащимся, проходящим дистанционное
обучение. Однако практически во всех таких ресурсах предусмотрен свободный
доступ к отдельным содержательным компонентам, позволяющим ознакомиться с
особенностями организации дистанционного обучения и специализированными
учебными материалами.
Девятый раздел
посвящен Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Наряду с ресурсами
федерального уровня в этом разделе собраны ресурсы сети Интернет, созданные в
региональных центрах оценки качества образования и содержащие сведения о ходе и
результатах проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации. Очевидно, что
использование ресурсов раздела поможет педагогам и обучающимся ознакомиться с
содержанием контрольно-измерительных материалов, условиями и сроками проведения
ЕГЭ.
Десятый
раздел, названный «Ресурсы для абитуриентов», содержит перечень
информационно-справочных систем, предоставляющих сведения об учреждениях
высшего и среднего профессионального образования, правилах приема в них; приводящих
примеры экзаменационных вопросов и заданий; содержащих информационные ресурсы,
направленные на профессиональную ориентацию старшеклассников.
Одиннадцатый
раздел каталога наибольший по объему. Его наполнение осуществлено путем сбора
ссылок на информационные ресурсы по основным предметам программы основного
общего и среднего (полного) общего образования. В раздел включены подборки
ресурсов по тринадцати предметным областям, а общее количество ссылок в разделе
превышает 400. Следует отметить, что наряду с крупными образовательными
Интернет-проектами, выполняемыми ведущими научно-педагогическими коллективами,
образовательными учреждениями, некоммерческими организациями и коммерческими
компаниями, в данный раздел включены примеры менее масштабных индивидуальных
проектов учителей и методистов, выполненных по их личной инициативе и
размещенных, как правило, на серверах, предоставляющих услуги бесплатного
хостинга. Несмотря на то, что такие образовательные ресурсы обладают меньшей
функциональной стабильностью и зачастую содержат материалы рекламного
характера, не имеющие прямого отношения к тематике ресурса, составители
каталога посчитали целесообразным включить в него подобные ресурсы, уже
получившие признание в педагогическом сообществе и являющиеся продуктом
творческой деятельности педагогов-практиков, которые проявляют инициативу в
освоении и использовании информационных технологий.
Все собранные
в каталоге ресурсы опубликованы на русском языке в российском сегменте сети
Интернет. Учитывая необходимость ручного ввода интернет-адресов образовательных
ресурсов при практическом использовании опубликованного на бумаге каталога,
составители постарались включать в него ресурсы, имеющие относительно короткие
интернет-адреса.
Заключительный
раздел посвящен рекомендациям по использованию каталога в целях обеспечения
педагогов, обучающихся и родителей актуальной, своевременной и достоверной
информацией. В этом разделе приведены сведения, которые помогут повысить
эффективность применения информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе, в управлении образовательными учреждениями, в организации учебной
деятельности школьников. Рекомендации должны упростить и сделать оправданным
использование учителями и обучающимися как самого каталога, так и собранных в нем
ресурсов.
Распространение
каталога среди образовательных учреждений субъектов Российской Федерации
призвано придать массовый характер процессам внедрения информационных и
коммуникационных технологий в отечественное образование. Электронная версия
настоящего каталога будет доступна для всех благодаря публикации на Федеральном
образовательном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru) и на сайте ГНИИ ИТТ
«Информика» (http://www.informika.ru).
Следует
подчеркнуть, что предлагаемый каталог представляет собой только первое его
издание. Информационное наполнение сети Интернет изменяется весьма динамично.
Некоторые сайты или отдельные ресурсы исчезают, появляются новые ресурсы.
Очевидно, что в целях поддержания актуальности подобных изданий они должны
периодически переиздаваться. Работа по подготовке и выпуску новых версий
каталогов образовательных ресурсов сети Интернет обязательно будет продолжена.
Издание последующих версий будет осуществляться с учетом всех замечаний и
пожеланий, которые поступят в наш адрес, чтобы сделать каталог более полным и
адекватным потребностям современной системы общего среднего образования.
Каталог
адресован, в первую очередь, педагогам и специалистам системы общего среднего
образования. Вместе с тем образовательные интернет-ресурсы, ссылки на которые
приведены в каталоге, будут полезны для учеников, абитуриентов, родителей и
всех тех, кто проявляет интерес к развитию современной школы.